Фестиваль Богема
Джазз 2000
|
|
Отгремел
Второй Международный фестиваль
"Богема-Джазз-2000". Разъехались
музыканты, опустели залы. Маститые
критики и публика высказали свое
авторитетное мнение, и наступило
время подведения итогов.
Итак, немного статистики.
- Прошло 18 концертов. Из них 5 - в
Центральном Доме Художника, 11 - на
клубных площадках и 2 на прочих
сценах. Везде аншлаги!
- В концертах выступили 125
музыкантов, из них 30 - зарубежных из
25 стран. Концерты посетили более 5.000
человек.
- На мероприятиях фестиваля было
аккредитовано 78 журналистов из 59
российских и зарубежных
издательств.
Информационные агентства:
РИА-НОВОСТИ, ИТАР-ТАСС, ИМА-ПРЕСС,
ТУРНЕ- МУЗЫКАЛЬНЫЕ НОВОСТИ,
ИНТЕРМЕДИЯ.
Телевидение: ТВЦ, НТВ,
“Культура”, ТВ-6, “АСТ-Прометей”, 31
канал.
Радиостанции: “Эхо Москвы”,
Радио России - Ностальжи, “Радио 1”,
“Радио Возрождение”, “Маяк”,
“Говорит Москва”, “Мировое Радио”,
“XXI век", "BBC", "Радио
Свобода", "Садко",
"Английское радио"
Газеты и журналы:
"Культура", "Известия",
"Итоги", "Профиль",
"Российская газета", "Новые
Известия", "Не спать!",
"Независимая газета",
"Московский комсомолец",
"Ведомости", "Новое время",
"Московская правда", "Moscow
Time", "Московская трибуна",
"Алфавит", "Новый век",
"Москвичка", "Ваш досуг",
"Досуг в Москве", "Трибуна",
"Джаз-Квадрат", "Музыкальная
жизнь, "Вечерний клуб",
"Тверская, 13", "Вестник
Медиа", "Мир БИ-ЛАЙН", "Новый
взгляд", "Московская немецкая
газета", “Вечерняя москва” и
другие.
Интернет-серверы: Russia-On-Line,
Rambler, Gazeta.ru, jazz.ru, Polit.ru, Music.ru, imbs.ru, torg.ru и
многие другие. В дни фестиваля после
публикаций на этих серверах
информации о нем, корпоративный
сервер компании "Богема Мьюзик"
увеличил число своих посетителей в
десятки раз.
Благодаря информации о фестивале в
вышеуказанных СМИ о нем могли узнать более
100.000.000 человек во всем мире!
Основное, что отмечено зрителями и
гостями фестиваля - форум стал
действительно большим событием в
музыкальной жизни страны. Значительно
улучшена организация мероприятий,
более тщательно подобран репертуар
исполнителей, стало больше новых имен.
И еще важное: все опрошенные
высказались за проведение такого
фестиваля не один раз в год, а как
минимум – два - три!
Многие критики отмечали, что на
фестивале звучала музыка высокого
класса, но было маловато собственно
джаза. С этим можно согласиться, если
исходить из понимания джаза как
основного его направления (мэйнстрим).
Вместе с тем, джаз настолько
многогранен и так часто в этом
столетии возникали споры о том,
относится какое-либо новоявленное
течение к джазу, или это нечто другое...
На наш взгляд, фестиваль
"Богема-Джазз-2000" отразил главную
мировую тенденцию развития джаза
сегодня - его стремительное
обогащение традициями этнической,
мировой и современной молодежной
компьютерной музыки. Не зря те же
джазовые журналисты второй раз подряд
назвали лауреатом премии
"Джаз'Ухо" в номинации "Человек
года" отнюдь не классического
джазового музыканта - Аркадия
Шилклопера. Не зря открытиями
фестиваля признаны музыканты
эйсид-джаз-группы "Orbit Experience" и
Даффа Юссеф (Тунис). И совсем не зря зал
восторженно реагировал на фееричные
"восточные" пассажи Энвера
Измайлова, Кешаба Канти Чоудри, Ришата
Шафи, Владимира Волкова.
Праздник закончился. Хочется
сказать слова огромной благодарности
любимым музыкантам и сотрудникам
"Богемы" за сотворенное чудо!
Сердечно благодарим наших друзей -
журналистов за хорошие и не очень
отзывы. Отдельное спасибо спонсорам
фестиваля, чья символика, надеемся,
будет непременным атрибутом
следующих фестивалей!
Низкий поклон зрителям!
До новых встреч!
|
|
Премия Джаз-Богема
|
Компанией
"Богема Мьюзик" учреждена
ежегодная премия "Джаз-Богема".
Кто-то из журналистов (кажется, в Gazeta.ru)
язвительно назвал это "российской
дурью". Сообщаем, что с этим автором
совершенно не согласны лауреаты
премии господа Аркадий Шилклопер
(дважды лауреат), Алексей Козлов, Игорь
Бутман, Дмитрий Ухов, Алексей Баташев,
Даниил Крамер, Павел Корбут, Евгений
Долгих. Эта премия - не более чем форма
приветствия и дань уважения
крупнейшей российской джазовой
издательской компании к выдающимся
личностям, чей вклад в развитие джаза
неоспорим. Думаем, что мы имеем право на такую форму приветствия и
уважения к людям, с которыми вместе
работаем на маленьком российском
джазовом рынке и хорошо их знаем.
Итак, мы счастливы вам представить
лауреатов премии
"Джаз-Богема-2000".
|
|
За выдающееся
исполнительское мастерство, новаторство, смелое
и плодотворное развитие новых музыкальных
жанров, большую просветительскую работу,
поддержку молодых музыкантов и достойное
представление российской музыкальной культуры
на мировой сцене ШИЛКЛОПЕР Аркадий Фимович |
|
За выдающийся вклад в
пропаганду мирового джазового искусства,
многолетнюю научно-просветительскую и
общественную деятельность, большую работу по
сохранению отечественного музыкального
наследия, искреннюю преданность и служение
российскому джазу БАТАШЕВ Алексей
Николаевич |
|
За выдающийся вклад в
развитие российского джаза, высокое
композиторское и исполнительское мастерство,
многолетнюю успешную концертную работу, большую
педагогическую и общественно-просветительскую
деятельность КРАМЕР Даниил
Борисович |
|
За большой вклад в
пропаганду российского джазового искусства,
преданность жанру, высокое профессиональное
мастерство, создание огромной коллекции
фотодокументов о джазе КОРБУТ Павел
Феликсович |
|
За выдающийся вклад в
пропаганду российского джазового искусства,
преданность жанру, честность и объективность при
освещении джазовой тематики в средствах
массовой информации, большую просветительскую и
общественную деятельность ДОЛГИХ Евгений
Николаевич |
|
Богема,
которая подогрела город
В Центральном Доме художника открылся
джазовый фестиваль "Богема-Джаз-2000", и
теперь до конца недели у меломанов не будет
спокойной жизни.
Как удачно выразился музыковед
Алексей Баташев, джазовый фестиваль - сейчас
именно то, что необходимо продрогшей Москве. В
том смысле, что ошеломляющий свинг просто обязан
подогреть столицу на несколько градусов. Этот
фестиваль проводится уже во второй раз, потому
можно говорить о некоторых традициях. Главное -
критерии отбора тех, кто получил приглашения
выступить. Тут два варианта: либо это музыканты с
совершенно особой манерой исполнения, которых
безошибочно узнаешь на слух с первых тактов
(Энвер Измайлов, Владимир Волков и Аркадий
Шилклопер, например), либо
традиционалисты-виртуозы, но в совершенно новых
проектах (Даниил Крамер, Андрей Кондаков, Сергей
Манукян).
Как и год назад, устроители по максимуму
вложились в стартовый концерт, собрав на
небольшую сцену ЦДХ едва ли не всех лучших
джазменов России. Публики же набилось столько,
что мелькнула мысль - такой концерт без труда
устроил бы аншлаг и в Олимпийском. В отличие от
фестиваля-99 никто из исполнителей к подъезду на
лимузинах не подъезжал, да оно и к лучшему -
начали с малюсенькой вступительной речи и тут же
усадили за рояль Крамера (А. Баташев: "Даня,
покажи, что такое настоящий джаз!"). Крамер не
подвел, задал хорошую ноту. И началось!
Маститого
Энвера Измайлова, ясное дело, никто не хотел
отпускать со сцены, но ведь с таким же восторгом
был принят джаз будущих виртуозов-подростков из
ансамбля Петра Петрухина. Гостья фестиваля,
Дениз Перье из Сан-Франциско, накануне с блеском
выступила в России с оркестром Олега Лундстрема.
В ЦДХ она мгновенно завела зал тем вокалом, от
которого в свое время млел сам Луи Армстронг. И
сразу со сцены вместе с музыкантами - блестящей
питерской командой Андрея Кондакова -
отправилась на следующее выступление в клуб
"Форте". А кто сказал, что приглашение
поучаствовать в таком фестивале позволяет
исполнителям прохлаждаться? Работа-с, и отнюдь не
самая легкая.
Так теперь и будет до 21 мая - ежедневный большой
тематический концерт на сцене ЦДХ и
ежедневные же выступления участников на
основных малых джазовых сценах столицы: в
клубах "Форте", "Гран-при",
"Ритм-блюз-кафе", "Китайский летчик Джао
Да" и других. Кто еще не сходил - торопитесь.
Ведь свою лепту в потепление
московской погоды музыканты таки внесли: концерт
начинался при пасмурном небе, а уже к перерыву,
когда мы вышли проводить Дениз Перье к следующей
сцене, Дом художника уже купался в лучах
заходящего солнца. Так что жизнь налаживается. И
не без помощи хорошего джаза.
Алексей ПЕСКОВ ("Вечерняя Москва", 18 мая 2000) |
|
Крамер на разогрев
"Клубный" фестиваль джаза стал
академичнее
В Москве ежегодно проводится
с полдюжины масштабных джазовых фестивалей...
Один из самых крупных - "Богема джаз" - только
что завершился. Прошлогодняя "Богема..." была
запланирована как фестиваль "клубный": два
концерта в средних по размерам аудиториях ЦДХ и
ЦДЛ, остальное - по ночным клубам. На этот раз
формулу сменили: основные концерты проводились в
ЦДХ. Причем каждый день имел название - "Звезды
"Богемы", "День традиционного
джаза", "День мирового джаза", "День
этноджаза", "День эйсид-джаза"...
Амфитеатр зала Дома художников каждый вечер
забит под завязку. Особенно плотно он был
нашпигован на самом первом концерте. Оно и
понятно: функция "разогрева" была у Даниила
Крамера. Его стремительная импровизация
возникла будто бы из ничего, вне темы, но в финале
появились знакомые очертания "Сан-Луи
блюза" - ревущий поток весеннего половодья,
который довел аудиторию почти до точки кипения.
Что и требовалось. Вторым номером -
"барочный" секстет Александра Христианова
(флейта, струнный альт, гитара, бас, ударные).
Играли вполне достойно, но дело было, конечно, не
в музыкантах и не в музыке, а в том, чтобы
показать, насколько широк размах "Богемы"...
Следующий номер - блистательный
гитарист Энвер Измайлов, представитель школы
"двуручного" исполнения, когда музыкант
играет на грифе сразу десятью пальцами, как
пианист. Монотонно-заунывный восточный ритм -
мечтательное повествование из "Тысячи и одной
ночи"...
Были "бразильский" Андрей Кондаков и
американка Дениз Перье (последовательница
госпел-блюзовой звезды Дайны Вашингтон),
кишиневская команда "Тригон", состязались в
напоре и стремительности Даня Крамер и
авангардная Валентина Пономарева. Эти двое
выдали такое, что разомлевшую было публику
словно горячим ветром обдало. Музыка жесткая,
атональная, аритмичная. Короче - цунами, шквал!
Но и этого показалось
мало: на сцене появляется активно сотрудничающий
с Крамером Струнный квартет имени Глинки,
затем - священнослужитель- "бард": отец
Сергий со старинной колесной лирой...
И вот наконец-то - главная
фигура репертуарной политики "Богемы".
Валторнист, исполнитель на флюгельгорне и
альпенгорне - несравненный Аркадий Шилклопер. Он
играет все - и со всеми. На этот раз - вместе с
тунисским певцом-виртуозом на аль-уде (лютне)
Даффой Юсефом. Голос лютни удвоен
благородными "золотыми" пассажами
валторны.
Так начиналось. Потом был еще удивительный вечер
дуэта Крамер-Манукян. Второй концерт Шилклопера
с его последним увлечением - квартетом, в котором
играют Даффа Юсеф, басист Владимир Волков,
молдавский ударник Олег Балтага. Жанры вроде бы
разные, а звучание сливалось в единую НАДмузыку,
где переход из классики в фольклор и из авангарда
в джазовую традицию был столь незаметен и так
органичен, что разглядеть "швы" можно было,
наверное, только в самый сильный электронный
микроскоп.
Эпитет, который просится, - "величественно".
Жаль только, что "открытий" маловато.
"Богемные" концерты фееричны, но вполне
прогнозируемы.
Аркадий ПЕТРОВ ("Вечерняя Москва",
22 мая 2000)
|
|
Джаз для масс
Фестиваль "Богема Джазз-2000" окончен. Можно немного расслабиться, еще раз прослушать купленные в фойе пластинки и предаться приятным воспоминаниям о сумасшедшей неделе, когда в столице царила эта "изумительная, нечеловеческая музыка".
ПЕРВОЕ ощущение теперь, когда экзотический коктейль из мейнстрима, классики, этно- и эйсид-джаза выпит и переварен, - еще! Еще Крамера и Манукяна, еще Шилклопера и тунисца Даффы Юсефа, еще Кондакова и Пономаревой, Энвера Измайлова, "Тригона", Ришада Шафи и многих-многих других. Усилия, затраченные звукозаписывающей компанией "Богема Мьюзик" и ее руководителем Андреем Феофановым для организации этого праздника жизни, полностью себя оправдали: пять вечеров подряд эмоции и овации возбужденной публики сотрясали стены ЦДХ.
О серьезности намерений продюсеров можно было услышать на двух (!) пресс-конференциях, предшествовавших фестивалю. Главной задачей организаторов было вывести джаз из клубов, куда музыканты так стремились в годы "совка", на большие площадки, которых, кстати, в те же самые годы было вполне достаточно. Отрадно сознавать, что и сами исполнители поняли - элитарность клубных выступлений штука, несомненно, хорошая, но гораздо приятнее самовыражаться на радость "широким народным массам", нежели тешить отдельно взятых гурманов, позвякивающих кувертами. Как справедливо отметила Валентина Пономарева, сходить в "Форте" с девушкой стоит "кусок", и многие молодые люди - те, которым, собственно и предстоит слушать джаз 21-го века, - не могут себе этого позволить. Вот почему основной площадкой "Богемы Джазз 2000" был выбран ЦДХ, где этой музыкой можно наслаждаться круглогодично, не подвергая карман особым потрясениям, хотя тот же "Форте", "Джао Да", Пропаганда", "Ритм Блюз Кафе", "Бункер" и другие популярные клубы активно поддержали фестиваль.
Любое торжественное мероприятие предполагает наличие так называемой официальной части, которая состоит в раздаче слонов, то бишь премий и всевозможных Гран-при. В этом году таких премий было две: "Богема Джазз" - за вклад в развитие джазовой музыки, в которой нашли отражение личные симпатии слушателей (опрос проводился на сервере jazz ru), и независимая "'Джаз'Ухо", присуждаемая Московской ассоциацией джазовых журналистов. Даниил Крамер, мечтающий по его словам, о хорошем рояле, обрел искомый предмет - правда, немного меньших размеров и малофункциональный - из хрусталя. Польский патриарх джазовой фотографии пан Марек Каревич, также получивший по заслугам, обрадовался так, что опоздал на самолет - к вящей радости своего боевого товарища Алексея Баташева, заслуги которого в деле пропаганды самого свободного и прогрессивного из всех видов искусств тоже нашли очередное материальное воплощение. "Человеком года" был объявлен, конечно же, Аркадий Шилклопер - не только самый активный импортер экзотических музыкантов в России, но и, что немаловажно, самый продаваемый исполнитель лейбла "Богема Мьюзик". Фирма "Сваровски", раскрывшая фестивалю спонсорские объятия, не забыла и про зрителей. Конечно, всем трем тысячам меломанов, посетившим ЦДХ за пять дней, памятные подарки - и какие ! - не смог бы преподнести и Ротшильд, но многие счастливые обладатели то специальных открыток, то талончиков ушли домой осчастливленные не только духовной пищей.
Впрочем, главное на "Богеме Джазз 2000" - это все-таки музыка. Шутливо-интеллигентный конферанс задавал тон и зрителям, и музыкантам, в результате жизнерадостность и тех и других просто била ключом. Когда Баташев с серьезной миной рассказывал о том, как некий интеллигентный мальчик, представитель "гонимого народа", всерьез увлекся джазом и встретил "знойную цыганку" - речь шла о Данииле Крамере и Валентине Пономаревой - зал радостно хохотал; когда же Пономарева начала выступление словами "Ну, Даня, гонимый ты наш, что петь будем?" - просто взорвался от смеха. Пожалуй, атмосфера по-детски чистой радости и веселья, царившая на фестивале, лучшее доказательство того, что джаз может и должен вернуться на большую сцену из клубного подполья. Не будет особым преувеличением сказать, что счастье, переполнявшее каждого исполнителя от общения с забитым под завязку залом, было сродни эйфории Робинзона Крузо, который обрел наконец своего Пятницу. Вот почему всяк старался проявить себя не только профессионалом в музыке, но и завзятым шоуменом.
Энвер Измайлов, сначала курчавый и с повязкой на лбу, а впоследствии остриженный и в расписной тюбетейке, творил на гитаре подлинные чудеса, то заставляя ее звучать, как целый оркестр народных восточных инструментов, то воспевая красоты сельской жизни (пьеса "Утро в колхозе "Завет Ленинский" - "не смейтесь, я там до сих пор прописан!") - с мычанием коров, гоготом гусей, ревущим шумом мотоцикла и пролетающего самолета.
Колоритнейшего вида тунисец Даффа Юсеф не только мастерски пел и играл на уде - арабской лютне (не путайте с русским словом, сострил Баташев), заставив однажды подыгрывающего ему Шилклопера бессильно повалиться на пол, но и как опытный дирижер управлял овациями восторженной публики.
Молдавский "Тригон" в обновленном составе поразил и мастерством исполнения, и всевозможными музыкальными хохмами - вибрирующим и порыкивающим пением а капелла, а также забавной техникой нового басиста трио Александра Мурзака - когда гитара используется в качестве ударного инструмента.
Ришад Шафи из "Гунеша" со сводным коллективом индийских, бангладешских, кавказских и арабских исполнителей, обаятельнейший Сергей Манукян, виртуоз игры на контрабасе Владимир Волков, ударник Олег Балтага, молодые да ранние ребята из школы Петра Петрухина - перечислять всех до единого - утомительное и неблагодарное занятие, ибо, полемизируя с известной поэтессой, - невозможно объяснить музыку словами. Невозможно, да и не нужно, лучше просто слушать и получать удовольствие, тем более что наш отечественный джаз того достоин. После посещения концертов "Богемы Джазз-2000" нельзя не согласиться с мнением Андрея Феофанова, что через пять-десять лет джазовый мир может ожидать настоящее "русское вторжение", просто для этого крайне необходимо объединить усилия и выпускающих компаний, и прессы, и самих музыкантов, и, конечно, слушателей.
Джаз как национальная идея - звучит неплохо!
Иван Никашин
"Москвичка", № 21-2000
|
|
|
|